ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
г. Владивосток, ул. Заречная, 35Е
0

Рекомендации по ремонту сооружений водного транспорта

Безопасность гидротехнических сооружений на внутренних водных путях напрямую зависит от их технического состояния. Комплексные проекты реконструкции судоходных гидротехнических сооружений, включенные в федеральный проект «Внутренние водные пути» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры на 2019 – 2024 годы предусматривают проведение строительных работ на объектах канала имени Москвы, Беломорско-Балтийского и Волго-Донского каналов, Северо-Двинской шлюзованной системы и других водных бассейнов. Решению таких масштабных задач может послужить четвертое издание «Рекомендаций по применению специальных бетонов при ремонте бетонных и железобетонных сооружений водного транспорта», разработанных специалистами «ЭЦБ ГТС «Гидротехэкспертиза» и ООО «МБС Строительные системы».

Данный документ содержит указания по ремонту бетонных и железобетонных конструкций сооружений водного транспорта: шлюзов, плотин, насосных станций, причалов, набережных, гидротехнических сооружений судостроительных и судоремонтных предприятий, а также зданий и сооружений инфраструктуры. Применение специальных ремонтных составов в данном случае обусловлено, в частности, наличием у них такого свойства, как высокая совместимость с ремонтируемой поверхностью. Кроме того, эти материалы обладают безусадочностью, пластичностью, повышенной адгезией к ремонтируемому бетону и имеют тот же коэффициент температурного расширения, что и обычные бетоны. Это позволяет избежать при ремонте негативных последствий, характерных для случаев применения обычных бетонных смесей. Таким образом, применение специальных бетонов позволяет обеспечить долговечность и значительное увеличение межремонтных сроков.

В начале данного документа приведены технические характеристики рекомендуемых материалов, толщины нанесения, расходы, технология их приготовления, а также описаны этапы подготовки бетонных и железобетонных конструкций к нанесению (укладке) ремонтного состава и процесс выбора типа ремонтного состава.

Затем в рекомендациях рассматриваются различные виды ремонта железобетонных конструкций.

Ремонт конструкций с локальными повреждениями.  Рассматриваются пять видов локальных повреждений:

Тип Л1 – повреждения глубиной до 2 см без обнажения арматуры.

Тип Л2 – повреждения глубиной до 4 см без обнажения арматуры.

Тип Л3 – повреждения глубиной от 4 до 10 см.

Тип Л4 – повреждения глубиной от 10 до 15 см.

Тип Л5 – повреждения глубиной более 15 см.

При описании каждого из видов локальных повреждений приводятся рекомендуемые для каждого случая материалы и глубина оконтуривания ремонтируемого участка.

Ремонт конструкций с крупномасштабными повреждениями.

Под крупномасштабными подразумеваются повреждения, у которых хотя бы один из плановых размеров превышает 3,0 м. В этом случае во избежание образования температурных трещин, ремонт производится захватками с максимальным размером 3,0×3,0 м. Крупномасштабные повреждения, в зависимости от их глубины, подразделяются на 5 типов (К1 – К5) аналогично локальным повреждениям (Л1 – Л5). Соответственно, и выбор ремонтного состава осуществляется аналогично выбору при ремонте конструкций с локальными повреждениями. При глубине повреждения неармированных конструкций более 6 см рекомендуется установка арматурной сетки.

Схемы крепления опалубки и укладки ремонтной бетонной смеси

Схемы укладки наливных ремонтных смесей

Заделка трещин

Несквозные трещины — ремонт заключается в нарезке камеры вдоль трещины, заполнении её ремонтным составом и инъектировании ремонтного материала в трещину через заранее пробуренные шпуры.

Схема: заделка односторонних трещин большой глубины

Сквозные трещины с двухсторонним доступом — ремонт заключается в нарезке камер вдоль трещины с обеих сторон, заполнении их ремонтным составом и инъектировании ремонтного материала в трещину.

Схема: заделка неактивных сквозных трещин с двухсторонним доступом

Трещины с напорной фильтрацией. В зависимости от требований, предъявляемых к конструкции, возможны два варианта ремонта: заполнение трещины инъекционным составом на цементной основе или полиуретановой инъекционной смолой.

Ремонт с заполнением трещины инъекционным составом на цементной основе.

Ремонт заключается в локализации фильтрационного потока (устройстве дренажа), нарезке камеры вдоль трещины, заполнении ее ремонтным составом и инъектировании ремонтного материала в трещину, заполненную водой.

Ремонт с применением инъекционных полиуретановых смол.

Ремонт заключается в перекрытии фильтрационного потока по одно- или двухстадийной технологии, нарезке камеры вдоль трещины и заполнении ее ремонтным составом.

При одностадийной технологии при помощи насоса в шпуры, начиная с нижнего (крайнего), подается инъекционный состав, который, вспениваясь при контакте с водой, заполняет трещину и перекрывает путь фильтрационному потоку, образуя долговечный водонепроницаемый барьер.

При двухстадийной технологии, согласно предыдущим двум пунктам, производится инъектирование гидроактивной полиуретановой пены с коротким временем реакции для остановки фильтрации воды, а затем в те же пакеры (при условии, что с момента остановки воды прошло не более 1 часа) производится закачка плотной полиуретановой смолы для создания долговременной гидроизоляции.

Активные трещины

К активным относятся трещины, ширина раскрытия которых меняется с течением времени.

Перевод активной трещины в неактивную (силовое смыкание). Перевод активной трещины в неактивную производится посредством ее «сшивки» поперечными анкерами совместно с инъектированием эпоксидным составом.

Схема перевода активной трещины в неактивную

Заделка (герметизация) активных трещин 

Заделка (герметизация) активных трещин заключается в их инъектировании смолой на полиуретановой основе при наличии фильтрации воды или на акрилатной основе, при отсутствии фильтрации. Данные составы образуют эластичную массу и не участвуют в силовой работе конструкции.

Схема заделки активных трещин

Ремонт деформационных швов

Ремонт деформационных швов заключается в их заполнении специальными материалами, обеспечивающими герметичность шва при относительных перемещениях соседних элементов конструкции.

Деформационные швы, рассматриваемые в данном документе:

— эксплуатирующиеся под водой или в зоне переменного уровня, с фильтрацией воды во время производства работ;

— эксплуатирующиеся под водой или в зоне переменного уровня, без фильтрации воды во время производства работ;

— эксплуатирующиеся в сухих условиях с фильтрацией воды во время производства работ;

— эксплуатирующиеся в сухих условиях без фильтрации во время производства работ.

Ремонт внутренних повреждений монолитных конструкций инъектированием

Схема: разбивка сетки скважин при инъектировании бетона массива монолитных конструкций при малом водопоглащении

Сначала бурятся скважины первой очереди. После окончания бурения скважины освобождаются от бурового шлама продувкой сжатым воздухом и тщательной промывкой водой под давлением 0,1-0,3 МПа.

Затем инъектируются скважины второй очереди. Если в результате проведенных работ не удается достигнуть требуемого по проекту снижения водопроницаемости бетона

(проверяется гидравлическим опробованием промежуточных скважин между скважинами второй очереди), то инъектируются скважины третьей очереди и т.д

Не ранее, чем через 24 часа после окончания цементации, скважину разбуривают и тампонируют ремонтным составом MasterEmaco S 488 PG (скважины, направленные под углом вниз) и MasterEmaco S 488 (горизонтальные и направленные под углом вверх скважины).

Инъектирование при наличии значительных структурных разрушений бетона (трещин различного раскрытия, включая трещины с раскрытием 30-50 мм с заполнением продуктами коррозии бетона и множественные мелкие чистые трещины с раскрытием 0,5-1,0 мм) и большом водопоглощении.

Схема: Разбивка сетки скважин при инъектировании бетона массива монолитных конструкций при большом водопоглащении и значительных структурных повреждениях.

Инъектирование рекомендуется проводить захватками в два этапа. Размер захватки принимается равным примерно 1м х 1м.

На первом этапе производится инъектирование водной суспензией смеси MasterEmaco А 640 по периметру захватки с В/Ц 0,55 – 0,65.

Шаг шпуров для инъектирования принимается равным 0,1-0,15 м. При этом обязательна продувка шпуров сжатым воздухом и их тщательная промывка водой под давлением 0,1- 0,3 МПа. Давление инъектирования 0,1- 0,3 МПа.

На втором этапе (не менее, чем через 24 часа) производится инъектирование двухкомпонентными смолами MasterRoc MP 355 MR0 и MasterInject 1360 под давлением, близким к максимальному расчетному напряжению в существующей бетонной конструкции, но не менее 0,5- 1,0 МПа. Шаг шпуров принимается равным около 0,25 м (рисунок 2.21). При этом также обязательна продувка шпуров сжатым воздухом и их тщательная промывка водой под давлением 0,1 — 0,3 МПа.

Ремонт конструкций под водой

Основной метод ремонта бетонных и железобетонных конструкций под водой состоит в наполнении опалубки ремонтным составом, вытесняющим из нее воду. При бетонировании под водой свободная верхняя поверхность специальных ремонтных смесей не размывается и не повышает водоцементное отношение в неподвижной воде. Прочностные характеристики ремонтных смесей, твердеющих под водой, такие же, как при наборе прочности в воздушной среде.

Водный поток может размывать бетонную массу. Для предотвращения этого явления следует использовать опалубку с крышкой.

В заключении в данном документе рассматриваются вопросы закрепления арматурных стержней и шпилек с помощью химических анкеров, а также очень подробно разбирается тема вторичной защиты и гидроизоляции бетонных и железобетонных конструкций. Здесь приводятся типы защитных материалов (гидрофобная пропитка, пропитка и защитное покрытие), четко устанавливаются критерии выбора материала для вторичной защиты и подробно расписывается технология подготовки поверхности и нанесения материалов с указанием времени выдержки слоев.

В заключение можно сказать, что рассмотренный в данной статье документ является очень подробным и понятным пособием для специалистов проектных и подрядных организаций, а также заказчиков, и может оказать большую помощь при разработке и осуществлении проектов по ремонту и реконструкции гидротехнических сооружений на внутренних водных путях.


Новости / Акции

18 марта 2024
Обновление каталога является частью общей политики компании «Восток Индастри Групп» по улучшению пользовательского опыта и предоставлению клиентам самых современных и качественных решений в области лакокрасочных материалов
8 марта
23 декабря 2023
В этот чудесный праздник мы хотим пожелать вам настоящих чудес в жизни, крепкого здоровья вам и вашим семьям, внимания, заботы, душевного тепла, любви и счастья. Пусть этот год для вас будет роскошным, добрым, радостным и богатым на праздники, приобретения, удачи и яркие эмоции
27 октября 2023
ООО «Восток Индастри Групп» осуществляет комплексную разработку проектов огнезащиты, в которых указывается вся необходимая информация для организации, производства работ и сдачи проекта уполномоченным органам.
15 октября 2023
Данный документ содержит указания по ремонту бетонных и железобетонных конструкций сооружений водного транспорта: шлюзов, плотин, насосных станций, причалов, набережных, гидротехнических сооружений судостроительных и судоремонтных предприятий, а также зданий и сооружений инфраструктуры
28 сентября 2023
АО «Русские краски» заняло 69-ю позицию в рейтинге ведущих производителей ЛКМ мира по итогам 2022 года. Это единственное российское предприятие, представленное в Top Companies. Всего в этом году в перечень вошли 73 компании.
3 октября 2022
Конгресс проходит в год 15-летия Объединенной Судостроительной Корпорации и 90-летия Северного морского пути. В работе конгресса примут участие более 1500 делегатов из 50 регионов России и 10 стран мира.
21 сентября 2022
MBCC Group — одна из самых известных мировых компаний в области строительных материалов с объемом продаж около 2,7 млрд евро
Благодаря которому мы можем осуществить доставку на ваш объект в максимально короткие сроки.
1500 м 2
Благодаря которому мы можем осуществить доставку на ваш объект в максимально короткие сроки.
1500 м 2
Перезвоните мне